На территории Российской Федерации на данный момент происходит формирование глобальной системы для учета сделок с объектами недвижимости и собственно самих объектов недвижимости.
Одним из основных элементов этой системы является кадастровый паспорт. Это документ, который включает в себе полную информацию об объекте недвижимости (квартире, доме, земельном участке).
Этот документ достаточно часто требуется при проведении каких-либо сделок и действий, касающихся объектов недвижимости. В связи с этим у многих граждан возникает вопрос, связанный с установлением сроков действия данного документа.
Какой срок действия? Нужно ли его обновлять? Как часто? И так далее. В данной статье мы детально разберем, что это за документ, в каких случаях он может понадобиться и как часто его нужно обновлять.
Содержание статьи:
Что такое кадастровый паспорт?
На протяжении достаточно длительного периода времени в РФ основным документом, в котором содержалась информация об объекте недвижимости, являлся кадастровый план. В марте 2013 года вступил в силу федеральный закон 221 «О государственном кадастре объектов недвижимости», который в статус основного документа об объекте недвижимости возвел кадастровый паспорт, частью которого остался кадастровый план. Оба эти документа по своей сути являются выписками из государственного реестра объектов недвижимости.
Как получить кадастровый паспорт?
Где?
Росреестр
Кадастровый план на квартиру можно получить в отделении Росреестра.
В нем отражена следующая информация об объекте недвижимости – номер, присвоенный по кадастру, этаж квартиры, почтовый адрес и назначение объекта недвижимости, тип объекта, характеристика помещения, количество комнат, сроки проведения капитальных ремонтов дома, а также план расположения помещений на выделенном этаже и место конкретной квартиры.
Чтобы получить кадастровый паспорт, необходимы следующие документы:
- Паспорт собственника,
- Технический план квартиры, в случае отсутствия либо не актуальности получить его можно в отделении БТИ
- Документ, подтверждающий права собственности,
- Заявление на выдачу кадастрового паспорта,
- Квитанцию об уплате государственной пошлины ( ее размер во многом зависит от того кто обращается – физическое либо юридическое лицо, а также от субъекта РФ).
МФЦ
Кроме отделения Росреестра получить документ возможно в кадастровой палате, на сайте Госуслуг либо в МФЦ. При использовании он-лайн сервиса Госуслуг можно получить паспорт несколькими способами – лично в выбранном отделении инстанции, которая занимается выдачей, через почту России либо в электронном варианте. Само заявление на получение кадастрового паспорта с копией всех документов также можно направить по почте с описью всех вложений и нотариально заверенными копиями документов.
Сроки услуги
Сроки предоставления нового кадастрового паспорта могут отличаться при разных способах подачи, так при личном обращении в отделении Росреестра он не превышает 10 дней, через МФЦ и почту России несколько дольше, зависит от оперативности работы инстанций.
Когда нужен кадастровый паспорт
Кадастровый паспорт может понадобиться в следующих ситуациях
- При покупке или продаже квартиры,
- При определении рыночной цены на объект недвижимости,
- При дарении, обмене либо сдаче в аренду,
- При проведении перепланировки,
- При переводе помещения из жилого в нежилой фонд и наоборот,
- Для оформления льгот на услуги ЖКХ,
- Для регистрации либо выписки владельцев из квартиры,
- Другие ситуации, которые требует подтверждения прав собственности на помещение.
Срок действия кадастрового паспорта
Кадастровый паспорт выступает, по сути, выпиской из Единого Государственного Реестра Прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Фактически срок действия подобной выписки не может быть ограничен, так как в реестр вносится информация на дату выдачи кадастрового паспорта. Сами сведения ЕГРП постоянно обновляются по мере регистрирования сделок с недвижимостью в отделениях Росреестра. Получить эту информацию может любое юридическое или физическое лицо, которому необходима актуальная информация об объекте недвижимости.
Номер, который присвоен объекту недвижимости, остается неизменным. При этом сам кадастровый паспорт может быть изменен в следующих случаях
- При оценке квартиры, так как каждые 3-5 лет происходит переоценка кадастровой стоимости,
- При проведении перепланировки, информация вносится в реестр после проверки специальной комиссией,
- При заключении любых сделок с недвижимостью, так как меняется собственник.
Фактически кадастровый паспорт является бессрочным документом, пока существует сам объект недвижимости. При этом проведение инвентаризации данных паспорта никто не отменял, она проводится раз в пять лет.
Кадастровый паспорт при продаже квартиры
Получение кадастрового паспорта при продаже недвижимости не требуется, он будет запрошен органами регистрации самостоятельно при уплате государственной пошлины в размере от 150 до 200 рублей в зависимости от выбранного способа подачи документов.
Кадастровый паспорт при покупке в ипотеку
В данном случае кадастровый паспорт будет обязательным документом. Важно при подаче документа в банк проследить сроки инвентаризации паспорта, так как в случае последней инвентаризации более чем 5 лет назад документ в работу могут не принять.
Кадастровый паспорт для приватизации
При приватизации кадастровый паспорт также является обязательным документом для подачи в органы местной администрации.
Таким образом, срок действия кадастрового паспорта не ограничен, при этом важно следить за своевременным внесением в него изменений связанных с изменением кадастровой стоимости жилья, внешнего вида помещения и при изменении собственников помещения.
Выводы
Инвентаризации документ подлежит один раз в пять лет. На практике для совершения сделок с недвижимость срок выдачи кадастрового паспорта не должен превышать 1 года. При этом государством не предусмотрено никаких сроков его переоформления и штрафов за несвоевременность.
Так что задуматься об обновлении кадастрового паспорта можно тогда, когда возникнет необходимость совершить какие-либо сделки с недвижимостью либо когда будет проводиться перепланировка помещения, а также в ситуациях, когда данный документ может потребоваться для других инстанций.