Регистрация по месту проживания (проще говоря, прописка) – обязанность каждого гражданина России. Она утверждена Постановлением Правительства №713 от 17.07.1995г. Не позже 7 дней с того момента, как выбыл с прежнего места проживания, человек должен быть зарегистрирован на новом. За нарушение этого правила ему грозит административный штраф.
Сама процедура регистрации достаточно несложная, есть лишь определенные нюансы, которые зависят от вида жилья, в которое собирается прописываться человек (находящееся в собственности или муниципальное) и того факта, кто именно будет прописываться (собственник или съемщик квартиры, его родственник или посторонний человек).
Содержание статьи:
Куда следует обращаться
Любой гражданин, находящийся на территории РФ, должен пройти регистрацию: постоянную (постановка на учёт гражданина РФ) или временную.
Чтобы зарегистрироваться по месту жительства, можно обратиться:
- в паспортный стол при ЖЭКе (ТСЖ, ЖСК, управляющей компании);
- в любое отделение МФЦ;
- в отделение УФМС по месту будущей прописки.
В любом случае, данной процедурой непосредственно ведает миграционная служба, а МФЦ и паспортные столы занимаются лишь приемкой, передачей и возвращением необходимых документов, помогая освободить время сотрудников УФМС.
Для гражданина это тоже удобно, так как упрощает процедуру, и расширяет возможности подачи документов.
Какие понадобятся документы
В какой бы орган вы не обратились, для регистрации потребуется такой пакет документов:
Он не должен быть просроченным, испорченным, с ошибками, неточностями и т.д. Детям до 14 потребуется свидетельство о рождении. Эти два документа необходимы, никакими другими их заменить нельзя.
- Документы о праве на жилье.
Для прописки в приватизированном жилье необходимо представить свидетельство о праве собственности. Если квартира муниципальная – договор социального найма. Эти документы приносятся в виде копий и подлинников, копии остаются у специалиста, а подлинники понадобятся для сверки указанных сведений.
- Заявление.
Специальный бланк заявления выдаст специалист регистрационной службы. Не стоит заранее распечатывать его с образцов в интернете и заполнять, чтобы сэкономить время, так как в каждом отделении могут быть свои образцы и правила.
Здесь возможны два варианта, которые связаны с видом собственности жилья.
- Когда квартира (дом, комната и т.д) приватизированы, то вместе с желающим прописаться, в момент сдачи документов должны явиться все совершеннолетние собственники жилья, чтобы лично одобрить прописку гражданина и заверить это своими подписями.
Если кто-то не сможет присутствовать (в силу возраста, нездоровья, временного отсутствия и т.д), то от его имени потребуется доверенность, заверенная нотариусом, на имя того, кто будет от его лица подтверждать согласие.
Точно так же и прописывающийся гражданин, в случае, если не имеет возможности присутствовать лично, может оформить доверенность на совершение данных действий от его имени на кого-то другого.
- Если жилье является муниципальным, то должны прийти все прописанные в нем взрослые жильцы, и точно так же подтвердить свое согласие на прописку гражданина.
Кроме этого, нужно будет получить еще согласие органа местной администрации или имущественного комитета.
В обоих случаях, все лица, явившиеся подтвердить согласие, должны иметь при себе паспорта.
- Листки убытия и прибытия.
Сотруднику также понадобится листок убытия, выданный при выписке с прежнего места жительства, после чего он заполняет листок прибытия.
Затем специалист сверяет оригиналы документов с копиями, проверяет, все ли собственники (прописанные граждане) явились подтвердить свое согласие.
Паспорт прописывающегося человека остается в отделении, ему же выдается расписка в том, что документы приняты, и объявляется срок, когда можно будет прийти за уже готовым документом, с проставленным штампом о регистрации. Обычно это время составляет до 7 рабочих дней.
Некоторые особенности процедуры регистрации
В настоящее время документы можно подать, как лично явившись в государственный орган, ответственный за процедуру, так и в электронном виде на портале Государственных услуг.
Оформление регистрации везде является бесплатным, а от предлагаемых дополнительных оплачиваемых услуг (по заполнению документов и др.) гражданин вправе отказаться.
Иногда в необходимый пакет документов включают военный билет (для военнообязанных), что не совсем правомерно.
Предъявлять военный билет или приписное свидетельство в данном случае не требуется. Военнообязанный гражданин, если он меняет место жительства, лично является в территориальный военкомат для снятия и постановки на учет.
В зависимости от того, куда были отданы документы: в МФЦ, паспортный стол или непосредственно в отделение УФМС, может зависеть и срок их получения.
В УФМС обычно процедура занимает 3 рабочих дня, в других местах – до 7 дней.
По окончании процедуры регистрации человек получает:
- взрослый гражданин – штамп в паспорте с датой и адресом регистрации;
- ребенок в возрасте до 14 лет – свидетельство в виде отдельного документа.
Все сведения о регистрации граждан вносятся в банк данных УФМС, бумажные документы хранятся в архиве службы.
Чем будет отличаться прописка в приватизированное жилье
Если в квартире будет регистрироваться не собственник, то, как уже писалось выше, потребуется согласие всех собственников данного жилья. Если же сам собственник прописывается в свою квартиру, то ничьего согласия не нужно, даже если он не единственный владелец.
Также в данном случае не учитываются никакие нормы жилья и квадратные метры, в нее может прописаться неограниченное количество человек.
Обязательно ли человеку прописываться в приобретенном жилье? Нет, никаких обязывающих требований в этом случае нет, учитывается лишь желание самого собственника.
Чем будет отличаться регистрация в муниципальное жилье
Обычно бывает два варианта:
В этом случае нормы учета жилья не берутся в расчет, как и в случае с квартирой, находящейся в собственности.
- Регистрация постороннего человека (не родственника).
В данном случае, помимо согласия всех прописанных лиц и местной администрации, придется соблюдать региональные нормы жилплощади, положенные на человека.
Если доля жилплощади, приходящаяся на вновь прописываемого, окажется меньше положенной, то, согласно закону, он получит отказ в регистрации на данной площади.
Временная регистрация
Кроме постоянной регистрации по месту жительства, о чем подробно писалось выше, существует еще, так называемая, временная прописка, если человек находится на территории другого населенного пункта более чем 3 месяца, отдыхает в пансионате, проходит лечение в санатории и т.д.
При этом, несмотря на оформление временной регистрации, он не снимается с учета по основному месту жительства.
Выделены также отдельные виды регистрации для определенных категорий граждан. Ими являются военнослужащие, беженцы и некоторые другие лица.