Возврат денег за путевку в России: за границу, в детский лагерь, в санаторий- Что делать? +Видео

Верните деньги за путевкуВ нашем нестабильном мире, где постоянно происходят финансовые и политические кризисы в той или иной стране, где с завидной периодичностью появляется информация о скандалах и банкротствах то туроператоров, то перевозчиков, отказы от путевок туристов перестают быть единичными случаями.

И тут туристы задаются большим количеством вопросов. Как оформить возврат денег за путевку? Когда можно оформить отказ? Многие туристические операторы, пользуясь юридической неосведомленностью граждан, заявляют о том, что вернуть деньги за путевку невозможно.

Такое заявление туристических агентств противоречит нормам российского законодательства.  Каждый гражданин, отказавшийся по тем или иным причинам от пакетного тура, в праве рассчитывать на получение денежной компенсации или полного возврата средств за путевку.

В статье более детально разберем, на какую компенсацию может рассчитывать турист и как ее получить у оператора, а также узнаем о подводных камнях и уловках, которые используют туроператоры, чтобы не выплачивать возвраты денег по путевкам.

Когда можно оформить возврат денежных средств?

Нормативно-правовыми документами в данном случае будет выступать

  • Гражданский кодекс РФ ст. 782,
  • Закон «О защите прав потребителей» ст. 32,
  • ФЗ №132 «Об основах туристической деятельности в РФ» ст 10.

На основании выше перечисленных документов каждый гражданин, который оформил туристическую путевку, имеет право в любой момент времени отказаться от тура и вернуть за него уплаченные деньги. Но для отказа необходимо иметь веские основания.

По закону такими основаниями могут выступать

  • Ухудшение политической или социальной ситуации в пункте назначения (войны, стихийные бедствия, гражданские беспорядки, изменение политики в отношении туристов и так далее),
  • Значительное увеличение цены на перевозку, которые заранее не возможно было предсказать,
  • Перенос сроков поездки по инициативе туроператора в одностороннем порядке,
  • Обстоятельства форс-мажорного характера, независящие от действий самого туриста (серьезное заболевание, госпитализация туриста или члена его семьи, отказ в получении визы, запет на выезд за пределы страны, изменения в туристической политике РФ).
  • Заявление Министерства иностранных дел РФ с рекомендациями о воздержании от поездок в те или иные страны, размещенное на сайте МИДа и/или в ведущих СМИ.
  • Информация Ростуризма об имеющихся угрозах безопасности для туристов в отдельных регионах.

Отмена тура по вине туроператора

  • Встречаются случаи, когда туристические операторы по своей инициативе отменяют рейсы, при этом, не предоставляя компенсацию или возврат денежных средств. Такая ситуация вне закона, и является поводом для обращения с жалобами в Ростуризм или Роспотребнадзор. Кроме того допускается обращение в суд для взыскания не только стоимости путевки, но и морального ущерба.
  • Еще одной причиной отказа от выполнения своих обязательств туроператора может стать его банкротство. В таком случае сумму компенсации за пакетный тур выплачивает компания, которая страховала гражданскую ответственность туристического агентства. В таком случае необходимо обратиться с письменным требование в страховой компании и пакетом документов, подтверждающие приобретение путевки в данном агентстве – банкроте.
  • Туристическая фирма может просто прекратить оформление путевок на определенное направление. В таком случае стоит потребовать от компании соответствующее документальное подтверждение. Этот документ станет ключевым в судебном разбирательстве. Туристическая компания по своей инициативе может предложить обмен путевки на другое направление с компенсацией разницы стоимости.

Как оформить возврат

Какую сумму можно вернуть при отказе от путевки?

Читайте договор

Это один из сложных и спорных вопросов. В договорах с туроператорами этот пункт прописывается в обязательном порядке и звучит приблизительно так – деньги возвращаются в полной сумме за вычетом расходов, которые уже были осуществлены со стороны туристического агентства (например, бронь отеля)

ВАЖНО: при наличии обстоятельств, которые создают угрозу для отдыха, здоровья и жизни туристов, которые еще не выехали по выбранному направлению, туристам возвращается полная стоимость тура.

В случае если поезда уже началась, то можно рассчитывать на возврат суммы, пропорциональной сумме еще не оказанных услуг.

ВАЖНО: для того чтобы сохранить всю стоимость путевки выгоднее требовать не возврата денежных средств, а перенос поездки на другие даты. Еще одним вариантом возврата полной стоимости путевки является ее продажа другому лицу – родственникам, друзьям или знакомым.

На основании Воздушного Кодекса РФ граждане могут отказаться от полета и вернуть полную стоимость билета на самолет, только в случае заявления отказа от полета не позднее 24 часов до вылета.

Естественно, что туроператорам возвращать деньги за путевку крайне невыгодно, поэтому они идут на всевозможные хитрости:

  • Туристические агентства не предоставляют информацию о понесенных расходах документально. Такое поведение оператора можно классифицировать как мошенничество. При проявлении подобных действий со стороны туристических фирм можно пригрозить им уголовной ответственностью. При расчете суммы к возврату они обязаны предоставить все чеки и квитанции о понесенных расходах. Дополнительно стоит подстраховаться и самостоятельно провести все расчеты и проверить понесенные расходы. Например, бронирование отдельных отелей можно отменить без применения неустоек. Всю информацию можно проверить, напрямую связавшись с отелем или поставщиками услуг и уточнив самостоятельно.
  • Туристические операторы отказываются возвращать деньги за авиабилеты, ссылаясь на политику перевозчика. Такой позиции перевозчика часто действительно придерживаются, но это не законно. Как уже отмечалось пассажиры могут рассчитывать на возврат полной стоимости билета при условии отказа от перелета более, чем за сутки до вылета. Если пассажир отказывается позднее, то возврат осуществляется за вычетом специального сбора, который не должен превышать 25% от стоимости билета. Возврат билетов на чартерные рейсы регулируется по тем же правилам.

ВАЖНО: В договорах туроператоров могут быть указаны другие условия возврата стоимости перелета в зависимости от количества дне с момента отказа до вылета. Например, при отказе от перелета менее чем за неделю, деньги не возвращаются, при отказе в период от одной до двух недель до вылета возвращается до 50% стоимости перелета и так далее. Такие условия противоречат законодательству России, поэтому стоит добиваться изменения данных пунктов в соответствии с законами РФ, либо обратиться к другому туроператору.

Как оформить возврат денег за путевку?

Алгоритм действий

Возврат денежных средств за приобретенный тур возможно оформить по заявлению клиента в офисе туристического агентства, где была оформлена путевка. В заявление о расторжении договора необходимо указать причину отмены поездки.

Если эта личная причина, то достаточно общих фраз, в случае, если причина связана с действием форс-мажорных факторов, то необходимо указать ссылки на нормативные акты, федеральные законы или информацию от Министерства Иностранный Дели или Ростуризма.

Заявление пишется в двух экземплярах: один для туроператора, второй с отметкой о получении остается у заявителя. В десятидневный срок туроператор обязан подготовить документы об уже осуществленных расхода по путевке: бронь гостиницы, оформление страховок и так далее. Разница между стоимостью путевки и понесенным расходами должна быть возвращена туристу.

Бланк

Скачать заявление о возврате денежных средств за путевку можно здесь.

Скачать (DOCX, 18KB)

Схема

По российской традиции туроператоры не стремятся выплатить все положенные компенсации и возвратить средства в короткие сроки, и обычно до последнего затягивают с выплатами, ссылаясь на сложность и трудоемкость самой процедуры возврата. В подобных случаях стоит им напомнить о действии Закона «О защите прав потребителей», который на данную процедуру отводит до 10 дней, в противном случае можно смело обращаться в судебные инстанции за получением компенсации несвоевременной выплаты. Размер неустойки составляет  3% от суммы договора за день просрочки.

В случае если клиента не устроит сумма возвращенных денежных средств, он может отстаивать свои права в судебном порядке. В любом случае изначально стоит попробовать договориться с агентством мирным путем.

Если этого не удалось, то следует придерживаться следующей схемы:

  • Подготовить иск о расторжении туристического договора, в котором указываются обстоятельства дела, имеющиеся доказательства и требования клиента, кроме того можно указать требования о выплате моральной компенсации. Исковое заявление должно строго соответствовать юридическим нормам, иначе оно может быть не принято к рассмотрению судом. Поэтому для его подготовки следует обратиться к профессиональным юристам в данной сфере.
  • Собрать документы по делу: копия иска, соглашение с туроператором, документы, подтверждающие оплату услуг, подтверждение бронирования отеля, заявление – претензия к туроператору, отказ от оператора в возврате денежных средств, расчет суммы иска.
  • Подать исковое заявление с пакетом документов в судебную инстанцию: при сумме иска до 50 000 рублей дело рассматривать будет мировой судья, при больших суммах – районный суд. Иск можно подавать как по месту регистрации агентства, так и по месту прописки клиента.
  • Принять участие в судебных слушаниях. Гражданские дела в судебном порядке рассматриваются до 60 дней с момента обращения с исковым заявлением. В мировом суде срок рассмотрения равен одному месяцу с момента обращения.

Возврат денег за некачественно оказанную услугу

Такие ситуации, к сожалению, на сегодняшний день не редкость и стоит быть к ним готовыми, чтобы оперативно разрешить возникшие сложности. В случае оказания некачественной услуги туристическим оператором у клиента есть двадцатидневный срок после завершения действия договора для обозначения своих требований по возврату части уплаченной суммы за те услуги, которые были указаны в договоре, но по факту не предоставлены или предоставлены в ненадлежащем качестве. В претензии к качеству оказанных услуг указываются факты, которые не устроили клиента в процессе поездки, например, несоответствие заявленного и предоставленного уровня отеля, количества дней отдыха и так далее.

К содержанию и оформлению претензии к туроператору не предъявляется особых требований со стороны законодательства, поэтому ее можно подготовить и самостоятельно. При необходимости можно обратиться к профессиональным юристам.

Как правило, в претензии следует отметить следующие моменты:

  • Отдых не состоялсяНаименование турфирмы, ее организационно-правовая форма,
  • Юридический и фактический адрес расположения компании,
  • Персональные данные руководителя организации,
  • Персональные данные заявителя, а также его адрес проживания по прописке,
  • Контактные данные туриста: номер телефона, адрес электронной почты,
  • Наименование документа – претензия о возврате денежных средств,
  • Дата составления и подписание туристического соглашения, его ключевые условия,
  • Уплаченная сумма за заявленные услуги и данные платежного документа,
  • Информация о причинах отказа от поездки либо о причинах претензии к туроператору по качеству оказанных услуг,
  • Перечень документов, подтверждающий выше изложенную информацию (сами документы либо их копи прикладываются в качестве приложения),
  • Отсылки к юридическим документам, подтверждающим основания для осуществления возврата денежных средств,
  • Требования о возврате уплаченной суммы или компенсации понесенных расходов,
  • Реквизиты для перечисления денежных средств,
  • Обозначение последующих действий, в случае неудовлетворении данной претензии.

В качестве прилагаемых документов могут выступать медицинский справки, письменное документ с отказом в получении визы, копии договоров, уведомления об отправке претензии в адрес туристического агентства.

Претензия оформляется в двух экземплярах: один для туроператора, второй с отметкой о получении храниться у туриста. В случае отказа от приема претензии, ее следует направить в письменном виде по почте с описью и уведомлением. На рассмотрении претензии законодательством отводиться до 10 дней. По истечению этого времени туристическое агентство обязано предложить выплатить компенсацию или предоставить мотивированный отказ. Если по истечению 10 дней ответ от фирмы не получен, либо клиента не устраивает сумма передоложенной компенсации, остается возможность отстаивать свои интересы в судебном порядке, либо обратиться в отделение Роспотребназдоза.

Возврат денежных средств через банк

Если туристическая компания или перевозчик отказывают в возврате денежных средств, то этот вопрос можно решить через банк, с помощью которого был осуществлен перевод денежных средств за услугу. Такое возможно только в случае оплаты услуги банковским переводом. Для осуществления возврата необходимо обратиться в свой банк  с заявлением о возврате денежных средств. В самом заявлении следует указать причину, по который вы считаете, что перевод денежных средств был неправомерным. В случае положительного рассмотрения заявления со стороны банка уплаченная сумма будет возвращена на ваш счет.

ВАЖНО в заявлении в качестве причины возврата должно быть указано предоставление некачественных туристических услуг. Такой причины, как правило, достаточно для принятия решения в пользу клиента.

Через банк возможно вернуть денежные средства в следующих ситуациях:

  • Оказание не качественной услуги турагентством,
  • Не соответствие заявленных и оказанных услуг,
  • Оказание не полного спектра услуг, указанных в договоре,
  • Покупка тура сопровождалась дополнительными затратами, которые заранее не были обговорены.

До оформления отказа от путевки, тем более, если он будет заведомо сопровождаться потерей денежных средств, стоит рассмотреть альтернативные варианты и попробовать мирно договориться с турфирмой:

  1. Внимательно изучить условия договора, возможно там есть альтернативное решение, которое устроит обе стороны.
  2. Обсудить варианты переносы даты поездки на другие сроки. Такой вариант потребует заполнения большого количества документов, но возможно удастся сохранить денежные средства на отдых в полном объеме и избежать штрафных санкций.
  3. Если мирные способы не помогают решению ситуации, то остается только решение спора в судебном порядке, что будет сопровождаться дополнительными денежными тратами на юристов и судебные издержки, а также тратами времени и нервов.

Страховка от невыезда

В случае приобретения страховки от невыезда за границу, клиенты имеют возможность компенсировать полную стоимость тура, даже если отказ произойдет за день до вылета. И даже в этом случае причина отказа от вылета должна быть документально подтверждена. При заключении договора на страхование от невыезда за границу стоит внимательно изучить перечень причин отказа, на которые распространяется действие страхового случая. Если в нем будет отсутствовать значимые для вас обстоятельства, стоит настоять на их включении.

ВАЖНО к страховым случаям не будут относится травмы, которые были получены в результате алкогольного опьянения.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: